Назревшие проблемы Калининграда

Г.Д. Чмыхов – председатель Общественной палаты Калининградской области, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Журнал «Россия в глобальной политике» неоднократно обращался к теме отношений  между Россией и Европейским союзом, в том числе и к проблемам, связанным с особым положением Калининградской области. Однако ситуация остается сложной.

Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации – отделена от остальной России территориями двух иностранных государств и международными морскими водами. Сообщение с основной территорией автомобильным и железнодорожным транспортом возможно только транзитом через сопредельные Литву, Польшу, Белоруссию, а также Украину. Специфика этого субъекта Федерации создала проблемы с передвижением граждан, товаров и услуг.

Несвобода передвижения

После того как произошел распад Советского Союза и Литва получила независимость, в 1991 году встал вопрос о порядке транзита жителей Калининградской области через территорию Литовской Республики. Первоначально, с середины 1990-х до 2003 года, пассажирский транзит осуществлялся при наличии вкладыша к общегражданскому паспорту СССР, а несколько позднее и Российской Федерации. Вкладыш подтверждал российское гражданство и факт прописки в области.

С 1 июля 2003-го, после завершения переговоров о вступлении в ЕС Литовской Республики, действует Совместное заявление Европейского союза и Российской Федерации от 11 ноября 2002 года о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации. Технические и организационные вопросы касательно порядка выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД-ЖД) были урегулированы в межправительственном российско-литовском соглашении от 20 июня 2003-го. Соответственно при передвижении автомобильным транспортом соглашение обязывает иметь упрощенный транзитный документ (УТД), который выдается сроком на 3 года. УПД-ЖД предоставляется бесплатно, стоимость УТД составляет 5 евро. С 2005 года поездка на любом виде транспорта возможна только при наличии заграничного паспорта, а кроме того, обязательно наличие приглашения.

До 1 июня 2007-го жители Калининградской области – граждане РФ на условиях взаимности получали многократные годовые визы для посещения Польши и Литвы бесплатно и без предъявления документов, подтверждавших цель поездки. После вхождения Литвы и Польши в Шенгенскую зону льготный визовый режим для сообщения с этими государствами был отменен, а жителям области стали предоставлять не многократную, а однократную визу стоимостью 35 евро.

На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой свобода граждан России, проживающих на территории Калининградской области, на передвижение и общение внутри собственной страны существенно ограничена в связи с появлением различных барьеров, что противоречит Конституции Российской Федерации. Если у гражданина нет загранпаспорта, то, чтобы попасть в Москву и другие города России, ему остается рассчитывать лишь на услуги авиаперевозчика.

Сама процедура пересечения границы вызывает много нареканий у жителей Калининградской области. Обязательное заполнение декларации на личный транспорт, проставление штампа в паспорт при выезде и въезде в область, не говоря уже о необходимости простаивать в общей очереди у себя на границе, ставит граждан РФ в неравное положение с гражданами стран Евросоюза. Ведь последним нет нужды заполнять декларацию на свой автотранспорт, местная пограничная служба не обязана ставить никакие штампы в паспорт, на границе существует специальный коридор, по которому граждане ЕС практически без очереди пересекают границу.

Рассматриваемые сейчас российским МИДом предложения литовской и польской сторон, в которых содержится план безвизового режима передвижения для приграничных районов Калининградской области в радиусе 30 км, не представляются приемлемыми. Выгодно это только гражданам Литвы и Польши, так как способствует поддержке их челночного бизнеса. Для жителей же Калининградской области ситуация с пересечением границ только ухудшится из-за больших очередей. Это воспрепятствует и комплексному решению проблемы, связанной с посещением других территорий РФ жителями Калининградской области, и даже приведет к ее усугублению.

Неразрешенность данной проблемы тормозит и развитие бизнеса – не в последнюю очередь за счет транспортной составляющей. Достаточно вспомнить, что расстояние до Гданьска и Клайпеды порядка 120 км, Вильнюса – 350 км, Берлина и Риги – 550 км, а до ближайшего российского города – 800 км! Причем для автотранспорта таможенное оформление мало чем отличается, а пограничный контроль при поездке в любой город России приходится проходить значительно чаще (как минимум, в два раза), чем при поездке в любой город Европейского союза.

Абсолютное большинство предприятий Калининградской области (среднего и малого бизнеса), а также индивидуальных предпринимателей заключают контракты с зарубежными фирмами. Подчеркиваю: речь идет о необходимости, с которой не сталкивается бизнес в других российских регионах. Дополнительные трудности возникают и для рядовых туристов. Требование иметь на руках загранпаспорт и получать визу сдерживает туристический поток в Калининградскую область из России и приграничных стран. При этом туризм – важнейшая составляющая экономики области. Но все же, несмотря на очевидные факты, нередко высказывается мнение о том, что визовый режим должен быть одинаковым для всей территории России. И Калининградская область не является здесь исключением.

Министерству иностранных дел Российской Федерации не следовало бы зацикливаться на том, чтобы добиваться безвизового режима для жителей приграничных районов Калининградской области, Литвы и Польши. Важнее сосредоточиться на договоренностях о выдаче этими странами национальных виз для граждан РФ, проживающих в Калининградской области, на льготных условиях – без предъявления приглашения, сроком на 1 год и более. Тем самым было бы найдено относительно адекватное решение вопроса о беспрепятственных поездках из Калининградской области в другие регионы России.

Данный подход не противоречит шенгенским соглашениям, которые предусматривают выдачу национальных виз. Ничто не препятствует тому, чтобы Калининградская область, небольшой по территории регион нашей страны в центре Европы, выступила в качестве пилотного региона по введению безвизового режима взаимных поездок граждан РФ и ЕС.

Цена перевозок

В июле 2008 года у нас побывал комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, также признавший необходимость решения визового и транзитного режимов для жителей региона. Действительно, Калининградская область – единственная территория Российской Федерации, где любой товар, отправляемый или получаемый в результате товарообмена с другими территориями РФ, подлежит обязательной таможенной обработке. К тому же область напрямую зависит от протекционистских решений других государств, в первую очередь Литвы и Белоруссии. Как и следовало ожидать, с середины 2008-го обострились проблемы, связанные с перевозкой российских товаров в Калининградскую область и из области в другие регионы России.

В том же году осуществлена индексация тарифов по Российским железным дорогам (РЖД) на 27,8 % в направлении Калининграда. Тарифы же в направлении портов Литвы были оставлены без изменения, хотя тарифы Литовских железных дорог на калининградском направлении выросли на 36,1 %. Но следует учесть тот факт, что в действующем Прейскуранте 10-01 перевозки в адрес российских портов отнесены к внутренним, к которым ежегодно применялись повышающие коэффициенты. В то же время экспортные перевозки в направлении Клайпеды, рассчитываемые по разделу 3 Прейскуранта 10-01, не индексируются с 2005 года, а с середины 2008-го транзитные тарифы на отдельные грузы по Литве и Белоруссии на калининградском направлении увеличились (с учетом изменения курсов европейских валют к рублю РФ) до 60 %.

В прошлом году литовская сторона дважды повышала ставки в направлении Калининграда, стоимость услуг РЖД при перевозках в сторону Клайпедского порта в последние годы не меняется. Вопросы применения литовской стороной недискриминационных транзитных тарифов на перевозки грузов калининградского направления рассматриваются на протяжении ряда лет на всех уровнях государственной власти и не находят решения. В результате сложилась тенденция, при которой наблюдается резкое снижение грузопотока на данном направлении. Прогноз на 2009-й – сокращение объемов перевозок грузов по железной дороге и перевалки грузов портами области на более чем 50 % к уровню 2008 года. Области все труднее конкурировать с товарами, производимыми на остальной территории РФ, ибо транспортная составляющая на эти товары порой на 30–40 % выше.

Парадокс заключается в том, что от 30 % до 50 % объемов переработки в портах государств Балтии приходится на российские грузы. И если кали-нинградские верфи в прошлом сократили объемы переработки грузов, то порты других прибалтийских стран – увеличили. Из-за высоких транспортных тарифов в Калининградской области здесь отмечаются одни из самых высоких в России цен на газ, мазут, уголь и соответственно на коммунальные услуги, электроэнергию.

Решением накопившихся проблем могли бы послужить, на наш взгляд, следующие меры Правительства Российской Федерации:

  •  выравнивание железнодорожных тарифов при перевозке товаров в порты Калининградской области и порты Балтики.
  •  приведение суммарного железнодорожного тарифа за провоз грузов из других регионов России в Калининградскую область и обратно в соответствие с аналогичным тарифом по территории России.


Журнал «Россия в глобальной политике»

 

Read 3542 times

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

Мы на Яндекс.Дзен

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…