Благословенное Войново. Русский уголок Польши
До Второй мировой войны эта земля была германской провинцией Восточной Пруссии. И жили здесь русские люди.

 

До Второй мировой войны эта земля была германской провинцией Восточной Пруссии. И жили здесь русские люди. Село Войново было основано старообрядцами ещё в 1832 году. После 1945 года эта земля стала частью Польши. До границы с Калининградской областью отсюда недалеко. В соседних Миколайках туристы из Калининграда бывают постоянно. В Войново их не увидишь. Здесь нет аквапарка, но здесь можно помолиться.

 

 

За невысоким забором и деревьями сада вдруг обнаруживаешь купол с православным крестом. Если зайти в ворота и пройти мимо покрытых черепицей зданий из красного кирпича, видишь храм несколько необычной архитектуры. Большой купол покрыт медью. Медью покрыт также шатер колокольни и венчающая его луковка.

 

 

Стены храма деревянные и покрашены в белый цвет. Наличники окон голубые, что наводит на предположение, что храм освящен в честь Божией Матери. Крыша покрыта черепицей. Очевидно, храм был построен ещё в те времена, когда здесь была Германия.

 

 

Действительно, эта православная церковь была построена в 1921-1923 гг., когда здесь ещё была Восточная Пруссия. Храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Необычный архитектурный стиль объясняется тем, что Войново изначально населяли старообрядцы федосеевского и поморского толков. Они строили подобные по виду молельни. В конце XIX века часть этих старообрядцев решила воссоединиться с официальной Православной Церковью, но сохранить при этом свои обряды. Такие старообрядцы назывались единоверцами. После Первой мировой войны в Войново образовался самостоятельный приход. Сюда приехал священник Александр Аваев, спроектировавший и построивший этот необычный храм.

 

 

Иконостас храма был изготовлен во Франции на пожертвования русских эмигрантов. Церковь была для него мала, поэтому иконостас разделен на три части. Отец Александр Аваев происходил из тверской дворянской семьи. Служил офицером в гренадерском полку, но вышел в отставку и поступил послушником в Оптину пустынь. Благословение оставить военную службу и служить Богу Александр Аваев получил ещё от святого праведного Иоанна Кронштадского. В Оптиной он был учеником старцев Варсонофия и Нектария, имел послушание вести летопись монастыря, но монашеские обеты принять не успел. С началом Первой мировой был призван в армию и воевал в Восточной Пруссии. Во время Зимней битвы на Мазурах попал в плен.

 

 

После освобождения из плена Александр Аваев приехал в Париж к митрополиту Евлогию, рассказал о своей судьбе и о желании стать монахом. Митрополит Евлогий решил не постригать Аваева в монахи, а лучше отправить его в Восточную Пруссию к старообрядцам. Он рукоположил Александра в священный сан и отправил в Войново. Отец Александр стал вести продолжительные богослужения по древнему церковному обряду, с множеством земных поклонов. Верующие Войново его за это очень полюбили и почитали за старца. При храме отец Александр создал женскую монашескую общину.

 

 

Икона собора Оптинских святых передана в Войново недавно. В икону вложены частицы мощей преподобных Оптинских старцев.

 

 

За алтарём Свято-Успенского храма образовалось небольшое кладбище. Здесь покоится и сам отец Александр Аваев. Он много потрудился для сохранения православной веры в Восточной Пруссии. Несколько раз в год отец Александр приезжал в Кенигсберг для совершения богослужений. Старостой православной общины Кенигсберга был, как известно, профессор Николай Арсеньев. В годы Великой Отечественной войны отец Александр окормлял ещё православную общину Мемеля (Клайпеды).

 

 

Первыми на этом кладбище были похоронены Отец и сын Македонские. Оба были крещены с именем Иоанн. Иоанн Македонский пожертвовал свою землю под строительство Успенского храма. Умер как мученик. Когда в 1945 году Войново (немцы переименовали посёлок в Экертсдорф) было занято Красной армией, какой-то политрук принял местных жителей, разговаривающих на русском языке, бородатых и молящихся в построенной ими церкви, за власовцев. Свихнувшийся комиссар приказал расстреливать их без суда и следствия. Пока разобрались, несколько человек успели расстрелять. Так у храма появились первые могилы.  

 

 

Надгробие на могиле отца Александра Аваева. В течение 35 лет он был духовным наставником местных православных жителей. С его смертью совпало изменение политики польского государства по отношению к тем, кто до 1945 года имел германское гражданство. Им разрешили уезжать в Германию. Многие русские обитатели Войново, вкусив прелести польского варианта социализма, воспользовались этим правом. Православный приход в Войново опустел. Сегодня богослужения в Успенской церкви посещает не больше десятка местных жителей.

 

 

Русские старообрядцы в Восточной Пруссии жили доходом со своих яблоневых садов. Рядом с Успенским храмом раскинулся плодовый сад. Рядом – огороды и пасека. С 1995 года здесь располагается женский монастырь.

 

 

Здание, построенное ещё отцом Александром, ремонтируется. Над мансардой должен стоять купол с крестом. Сегодня он на реставрации. В мансарде размещается домовая церковь, освященная в честь преподобного Амвросия и всего собора преподобных Оптинских святых.

 

 

Довоенного здания для монастыря оказалось недостаточно. Недавно был построен новый сестринский корпус.

 

 

Фрески в трапезной монастыря писали иконописцы из Белоруссии. Они же расписывали храм монастыря в Зверках, где находятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Монастырь в Войново стал местом паломничества православных поляков. Сюда часто приезжают паломнические группы из Белостока, Гайновки и Варшавы. Православным калининградцам это место до сих пор неизвестно.

 

 

Неподалёку от православного монастыря стоит старообрядческая молельня. Она построена в 1923-1927 гг. из кирпича взамен сгоревшей деревянной. По внешнему виду напоминает лютеранскую кирху, но венчает её восьмиконечный православный крест. Небольшая община старообрядцев собирается здесь на свои богослужения. В молельне находятся 43 иконы старинного письма. А вот алтаря в молельне нет. Здешние старообрядцы – беспоповцы.  

 

 

Напротив молельни туристы могут перекусить. Какой-то старообрядец зарабатывает себе на жизнь продажей «перогов домовой роботы». Местные «пероги» - отнюдь не наши пирожки. Это скорее вареники или пельмени.

 

 

За околицей Войново можно обнаружить ещё одно культовое здание с православными крестами. Это – молельня знаменитого некогда Войновского монастыря. Она была построена на пожертвования миллионера-мецената Василия Кокорева. Войновский монастырь связан с именами таких людей, как игумен Павел Прусский, владелец «Славянской типографии в Восточной Пруссии» Константин Голубов…

 

 

В молельне находятся старые русские иконы. Но это – не иконостас. Алтаря нет. Монастырь был создан в своё время старообрядцами-беспоповцами, ожидавшими скорого конца света и считавшими, что в России правит антихрист, а в Церкви не осталось истинных священников. Паникандило (люстра) было пожертвовано каким-то саратовским купцом. Изготовлено из серебра. Число свечей равно числу лет земной жизни его рано умершей дочери.

 

 

Никто не мешает помолиться святым, изображенным на иконах. Любой может поставить свечи. Но старообрядческого монастыря больше нет. Молельня стала музеем. 

 

 

Иконы в окладах, посеребренные лампады… Для новых владельцев монастыря это привлекает туристов. В монастырских постройках предприимчивые хозяева устроили гостевой дом, корчму…

 

 

На сенах помещений молельни висят стенды с фотографиями, рассказывающим о славной жизни Войновского монастыря.

 

 

На этой фотографии – две последние насельницы монастыря, Елена и Евфимия. В 1968 году последняя старообрядческая игуменья Антонина, видимо, немного повредившись рассудком, переписала все монастырские сооружения в частную собственность местному жителю, католику Леону Людвиковскому. Тот обещал содержать до смерти последних обитательниц монастыря. Они уже умерли…

 

 

Туристам здесь неплохо… Монастырь занимает полуостров озера Дусь. С трёх сторон – вода. Лодки, байдарки, живописный луг.

 

 

Икона на святых вратах бывшего монастыря. Сегодня в них входят туристы, чтобы отдохнуть в экзотическом месте, пожить в монашеских кельях.

 

 

Вероятно, такова судьба всех расколов и сектантских сборищ, отпавших от Единой, Святой и Апостольской Церкви. Плодами их трудов пользуются другие.

 

 

Рядом с бывшим монастырем сохранилось старообрядческое кладбище. Лежат на нём люди, потомки уехавших в Восточную Пруссию русских.

 

 

Будем надеяться, что в день Страшного Суда Господь воздаст им по их трудам и духовным подвигам, по их постам и многочасовым молитвам, по их многочисленным земным поклонам, и простит им их искренние заблуждения.

 

 

Рядом с простыми деревянными крестами могил старообрядцев – могила новых хозяев бывшего старообрядческого монастыря.

 

Эксклав.ру

 


 

Email
Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/exclav/sj/libraries/cms/html/email.php on line 55
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2020 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…