
При входе на территорию воинского захоронения установлена гранитная плита с соответствующей надписью. Работы, выполняемые при поддержке Технополиса GS, были завершены этим летом. 20 августа руководители работ спланировали торжественное открытие восстановленного памятника. Для участия в этом мероприятии организаторы пригласили православного священника из Нестерова, католического ксёндза из Гусева и лютеранского пастора-женщину из Черняховска. Трудно понять, что двигало организаторами. Видимо, так они себе представляли и ситуацию в Первую мировую войну, и современную ситуацию. Получилось то, что получилось.
После выступления представителя Технополиса GS слово было предоставлено православному священнослужителю, протоиерею Георгию Бирюкову из Нестерова. Отец Георгий предложил собравшемуся народу повернуться лицом к востоку и помолиться за упокой русских воинов, павших за Веру, Царя и Отечества. Перед собою он положил на аналое список с Августовской иконы Пресвятой Богородицы. На немецкий памятник с барельефами в виде германской каски и меча молиться было бы нелепо.
В панихиде постоянно поминались в нужных местах воины Русской императорской армии, живот свой на поле брани положившие за Веру, Царя и Отечество. Католический ксендз и лютеранская пасторша предпочли во время панихиды постоять в сторонке, хотя их предки тоже могли служить в Русской императорской армии. Ксендз, конечно, родом из Польши. Но Варшава до 1914 года была российским городом. Экуменизма не получилось. И историческое самосознание у православных, католиков и лютеран оказалось различным. Видимо, и организаторы мероприятия предполагали, что собирают на общую встречу противников.
Среди присутствующих выделялась группа людей с фотографиями и плакатами. Они представляли «Бессмертный полк», но уже не Великой Отечественной, а Первой мировой войны.
Между тем отец Георгий закончил панихиду, совершил каждение территории воинского захоронения и начал читать перед православным крестом молитву на его освящение.
После завершения молитвы отец Георгий окропил православный крест святой водой. Затем святая вода досталась и участникам акции «Бессмертного полка».
В довольно продолжительной проповеди отец Георгий особо объяснил присутствующим специфику устройства воинских захоронений Первой мировой войны. В Русской императорской армии служили не только православные, но также и римские католики, лютеране, армяне, мусульмане, иудеи, Для германских властей все они были русскими, а на могилах этих русских ставились православные кресты. Под православными крестами более ста лет покоятся с миром и российские католики, и российские лютеране. Под латинскими крестами покоятся воины германской армии. Так что в данном случае кресты чаще всего обозначают гражданство: православный – российское, латинский – германское.
Эти слова несколько озадачили католического ксендза-поляка. Когда подошла его очередь, заупокойную панихиду ксендз не стал служить, ограничился молитвой «Отче наш», сказал, что для него все кресты одинаковы, что надо стремиться к кресту Христову, но в конечном итоге своей святой водой окропил не «немецкий» крест, а памятник с мечом. В самом несчастном положении оказалась женщина-пастор. Святой воды у неё не было вообще, и освящать что-либо она не могла в принципе. Дипломатично сказала о мире и предложила всем мирно жить.
После пожеланий мира все по очереди долго фотографировались у памятника. Для приехавших из Калининграда и Гусева организаторы устроили трапезу. На этом торжественное мероприятие открытия после восстановления памятника участникам Первой мировой войны завершилось.
Эксклав.ру
