Об этом сообщает антицерковный портал «Credo.Press» со ссылкой на и.о. благочинного Ильинского округа викариатства Новых территорий Московской городской епархии РПЦ МП протоиерея Димитрия Кувырталова, который разослал подведомственному духовенству следующее сообщение:
«Досточтимые отцы! Все предупредительные меры в связи с эпидемиологической угрозой предлагаю оставить на усмотрение настоятелей».
Согласно решению Синода РПЦ от 17 марта данная инструкция должна была применяться по благословению епархиальных архиереев в тех епархиях, где появляются случаи заражения коронавирусной инфекцией и возникает угроза ее распространения. Список епархий не обнародовался, поэтому инструкцию стали применять везде, где её принимали.
18 марта из сообщения насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Сергия (Родченко) стало известно, что братия Лавры категорически отвергла эту инструкцию, предполагающую дезинфекцию священных сосудов, а также изменение порядка совершения обрядов причастия, крещения и елеопомазания. Так, он написал, что на собрании братии Лавры вечером 18 марта обсуждалась ситуация, связанная с распространением в мире инфекции COVID-19, а также синодальная инструкция духовенству по поводу этой инфекции:
«Главный врач медсанчасти Лавры игумен Тихон (Барсуков) весьма обстоятельно рассказал обо всем, что связано с пандемией вируса в мире и положением дел в России. Затем братия обители очень ревностно и единодушно высказалась за то, чтобы оставить без изменений существующую богослужебную практику, основанную на вековых уставах и традициях. То есть не будет никаких протираний антисептиком и полосканий в спирте лжицы (которая относится к священным сосудам и непосвященные, например, традиционно не могут к ней даже прикасаться – только принимать с неё устами часть Святых Даров). Крест по-прежнему преподается для целования, как и священническое благословение – с возможностью облобызать десницу. Решение основано на глубокой духовной потребности и запросах со стороны и братии монастыря, и пасомых, а также на пастырских свидетельствах духовников Лавры. Так, священники, уже около 30 лет несущие тюремное послушание, рассказали о практике причащения в сизо зараженных и туберкулезом, и венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией – и никогда не было прецедентов заражения после потребления Святых Даров».
Подобную позицию занял и Собор иерархов Украинской Православной Церкви Московского патриархата во главе с членом Синода РПЦ митрополитом Онуфрием, что свидетельствует о непростом обсуждении содержания инструкции на заседании Синода РПЦ 17 марта. В инструкции, разосланной в украинские храмы, отсутствуют какие-либо требования дезинфекции священных сосудов, что прямо противоречит инструкции, утверждённой патриархом Кириллом.
Помимо этого один из иерархов УПЦ МП митрополит Запорожский Лука (Коваленко) открыто осудил содержание инструкции Синода РПЦ в своём обращении к настоятелям храмов:
«От применения одноразовых/личных ложек, дезинфекции лжицы воздержаться, как от проявления маловерия и недостойного отношения к Таинству Евхаристии».
Меры по дезинфекции священных сосудов и предметов были также отвергнуты Кипрской, Грузинской, Польской и Сербской Православными Церквями.
Так, Синод Сербской Православной Церкви заявил о недопустимости вмешательства властей в чин совершения церковных Таинств.
«Заинтересованные граждане (мы, к сожалению, не можем сказать, о каких господах говорим) обвиняют нас в том, что верующие причащаются из одной Чаши традиционным способом, который применялся в течение двух тысяч лет... Они объявляют это нарушением обязательных инструкций государственных органов, что является чистой ложью, поскольку государство не занимается или не может иметь дело с содержанием и чином совершения Святой Литургии и других церковных служб» - говорится в заявлении СПЦ.
Высший совещательный орган Грузинской Православной Церкви постановил, что никаких отклонений от устоявшихся церковных традиций не будет. Позиция Грузинской Церкви:
«Церковные таинства – это сфера деяний Святого Духа», над которыми не властны земные законы, а главная причина пандемии — «это отдаление современного человека от Бога».
Полным согласием с этими заявлениями стало обращение архиерейского собора Польской Православной Церкви к своим чадам по ситуации с коронавирусом, в котором также отсутствуют какие-либо требования к дезинфекции:
«Что касается Святой Евхаристии, то святой Собор епископов недвусмысленно заявляет, что Святая Евхаристия есть источник жизни, здоровья души и тела, против которого никакая болезнь не имеет силы. Божественная Евхаристия - это Божественный Огонь, который сжигает все зло».
Русская Православная Старообрядческая Церковь также отказалась вносить какие-либо изменения в порядок исполнения православных обрядов, установленный семью Вселенскими Соборами.
Таким образом Синод РПЦ пошёл на беспрецедентный шаг, подрывающий доверие верующих к главному Таинству и церковным святыням, который не получил поддержки у других православных Церквей, а Троице-Сергиева Лавра внутри русской Церкви стала главным оплотом сопротивления этому нововведению. В результате уступчивость Синода РПЦ и демонстрация им готовности жертвовать даже вековыми обрядами Церкви, вынуждает сторонников трепетного отношения к ним искать лидеров, способных на смелый вызов экуменизму и глобализации. В этой ситуации, как пишет "Фонд стратегической культуры", митрополит Киевский Онуфрий выдвигается на передовую православной традиции.
Весть о неподчинении Лавры, сообщённая иеромонахом Сергием, менее чем за сутки разнеслась по стране и ободрила верующих. Но на следующий день, 19 марта, его аккаунты в соцсетях были удалены, а на сайте Лавры появилось двусмысленное сообщение, из которого невозможно было сделать вывод о позиции братии Лавры. При этом само сообщение ссылается на собрание 18 марта, которое инструкцию отвергло, но ничего не сообщает о порядке причастия, сохраняемом в Лавре. Как сообщают паломники, в Лавре порядок причастия прежний и единственным изменением стали одноразовые стаканчики для запивания, которое подаётся верующим после причастия.
В воскресенье, 22 марта Патриарх Кирилл после Литургии в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в посёлке Переделкино назвал людей, отказывающихся соблюдать все санитарные правила, "зловредными", но из этих слов сложно понять, относятся ли они к иерархам УПЦ МП и братии Троице-Сергиевой Лавры, отказавшимся исполнять санитарную инструкцию Синода РПЦ, или к неопределённому кругу лиц, не соблюдающих санитарные требования властей.
Более категоричен был митрополит Волоколамский Иларион, который в тот же день обрушился с резкой критикой именно на священников и монахов, отказывающихся исполнять инструкцию Синода.
«Если где-то какие-то люди, настоятели храмов или монахи рассылают всякие сообщения о том, что, мол, у нас всё как прежде, и никаких мер предосторожности не принимается, потому что мы верующие, и полагаемся на Бога, то все эти заявления являются, по меньшей мере, безответственными, а если говорить на церковном языке, то они являются преступными. Потому что они демонстрируют, во-первых, пренебрежение к воле священноначалия, а во-вторых, пренебрежение к людям», — сказал митрополит Иларион после службы в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.
Иларион известен своими экуменическими взглядами, неоднократно встречался с Папой Римским и рядом своих заявлений относительно православного Символа веры и православных таинств заслужил в среде сторонников православной традиции характеристику обновленца.
В ответ ИА "Русская линия" сообщила, что Иларион не обладает необходимыми полномочиями для таких заявлений, не обладает авторитетом среди верующих и сеет вражду:
«Если бы митрополит Волоколамский Иларион обладал хоть частью того духовного авторитета, коим обладают монашествующие Троице-Сергиевой Лавры, возможно, его вмешательство в дела других епархий, находящихся под водительством других архиереев, отчасти было бы оправдано. Но духоносным старцем владыка, к сожалению, не является, и поэтому ему стоило бы заниматься теми делами, которые были поручены ему Синодом, а не смущать своими обвинениями верующих и своих собратьев архиереев. Ведь даже принятые «Инструкции» могут быть применимы в епархиях Русской Православной Церкви только по благословению правящего архиерея, который и даст за это ответ на Страшном Суде».
Стоит отметить, что так называемые церковные либералы, включая диакона Андрея Кураева и митрополита Волоколамского Илариона, не только подвергли резкой критике решение братии Лавры, но и готовы допустить прекращение совершения богослужений. Кураев с момента начала эпидемии коронавируса в Китае в своём блоге регулярно размещает материалы, призванные убедить священноначалие РПЦ прекратить богослужения и закрыть храмы. Иларион же в своих последних интервью сообщает от лица всей полноты Русской Православной Церкви, что она готова принять любые меры, предлагаемые властями. Так, в интервью РИА "Новости" 24 марта он заявил:
«Церковь не будет вступать в конфликт с властью, если потребуются экстраординарные меры для предотвращения эпидемии».
Тем не менее, приходится констатировать, что сторонники модернистского отношения к православным таинствам внутри РПЦ столкнулись с мощным сопротивлением, которое вынудило их фактически нивелировать действие санитарной инструкции, ведь рассылка данного сообщения из Московской патриархии, перекладывающего право применения санитарной инструкции Синода в отношении Таинств на настоятелей храмов, и по сути делает её необязательной к исполнению.