Конец авианосного флота РФ: «Адмирала Кузнецова» уничтожили 3 мм электродом

Конец авианосного флота РФ: «Адмирала Кузнецова» уничтожили 3 мм электродом

Не было авианосцев у России и, похоже, уже никогда не будет. Подводные лодки победили

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет», — это из песенки мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Единственному из имеющихся в составе ВМФ России авианосцу «Адмиралу Кузнецову» с названиями тоже не особо везло. При начале строительства тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) в 1982 году, ему было предназначено имя «Советский Союз». При спуске на воду переименовали в «Ригу», при достройке это был уже «Леонид Брежнев», на испытаниях — «Тбилиси». В состав флота в январе 1991 года вошел уже под названием «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Имя легендарного адмирала Николая Герасимовича Кузнецова репутацию авианосца уже не спасло.

Авианосец неоднократно горел и ломался, с его палубы «соскальзывали» истребители. «Адмирал Кузнецов» чаще простаивал в ремонте, чем находился в море. Впрочем, неоднократно ходил в походы — Атлантику, Средиземное море. А потом всякий раз становился на длительный ремонт — как сообщалось из недостатка финансирования. Крайний раз ТАВКР продымил трубами, чем рассмешил пол-Европы, сравнивших российский авианосец с пароходом с угольной топкой. Тем не менее, с ноября 2016 по январь 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Тогда два самолета не смогли приземлиться на его палубу — утверждалось, что из-за перерасхода топлива.

По возвращению из похода ТАВКР «Адмирал Кузнецов» было решено отправить в очередной длительный ремонт, который должен был завершиться в 2022 году, а авианосец мог бы получить новые турбинные установки и ряд перспективных вооружений (ракетный комплекс «Гранит» предполагалось оставить). Однако, что-то опять пошло не так. Уже 30 октября «Адмирал Кузнецов» начинает… тонуть! Вместе с плавучим доком ПД-50, в котором проходил ремонт. На палубу авианосца упал кран, повредивший как палубу, так и внутренние отсеки. Ремонт «Адмирала Кузнецова» откладывался, но опять продолжался, хотя в России больше нет плавучих доков такого уровня.

Последняя капля, причем горючая капля, упала на «Адмирала Кузнецова» 12 декабря — в ходе ремонтных работ, как свидетельствует предварительное расследование, на борту авианосца начался пожар в энергетическом отсеке. Якобы из-за попадания окалины в остатки пожароопасных жидкостей — в краску и остатки горюче-смазочных материалов. То есть маленький кусочек расплавленного электрода, с диаметром 3 мм, фактически опять вывел из строя огромный авианосец, который и в море потопить достаточно сложно. А тут потребовалась всего одна искра.

Диверсию со стороны американского спецназа, скорее всего, придется исключить, хотя и она не отвергается. Поэтому в череде нелепых случайностей, происходящих с единственным российским авианосцем, который в буквальном смысле слова пытаются утопить, или, как минимум, никогда его больше не выпускать в море, видится совсем другая «рука». И это «диверсия» со стороны своих. Согласитесь, что таких совпадений быть не может — в конечном итоге речь идет об авианосце, а не о какой-то посудине типа катера. Даже при его ремонте на борту находится экипаж, пусть и в сокращенном составе, который несет службу и следит за безопасностью. А тут горит громадный корабль, с площадью возгорания в 600 квадратных метров, что равносильно попаданию ракеты.

Вспомним, что еще за несколько дней до трагического происшествия на авианосце «Адмирал Кузнецов» (погиб как минимум один человек и еще десять пострадали) последовало заявление президента Объединенной судостроительной компании (ОСК) Александра Рахманова, о необходимости проведения дополнительных ремонтных работ на корабле. Упоминались главные турбины энергетической установки. Странно, но пожар произошел именно в этих отсеках. И, естественно, срок возвращения «Адмирала Кузнецова» в строй, обещанный к 2022 году, теперь будет отодвинут на более поздние сроки.

Цена ремонта авианосца — около 50 миллиардов рублей. Постройка нового перспективного атомного авианосца проекта «Шторм», разработка которого начнется в 2023 году, обойдется, по мнению экспертов, в 300−400 миллиардов рублей. Понятно, что таких денег пока нет и, может быть, даже не предвидится. А вот на «Адмирала Кузнецова» средства заложены и его «долгострой» при ремонте можно затягивать до бесконечности. Понятно, что это всего лишь предположение, но выводы как-то сами собой напрашиваются. Ведь каждое новое ЧП — это лишь повод, чтобы оттянуть сроки.

Не до конца понятна и позиция Минобороны по созданию авианосных групп в составе ВМФ. В военном ведомстве есть как сторонники, так и противники этой идеи. Прагматики в большей степени ориентируются на нынешние возможности судостроителей — надводные корабли ранга фрегат и эсминец, за которыми последуют крейсера. Ну, и плюс подводные атомоходы, как атомные так и дизельные, которые сейчас активно достаточно строятся. Есть и лоббисты, которые считают, что в перспективе российскому флоту будет тяжело бороться за превосходство в морях и океанах без наличия авианосных групп.

 

Тут можно спорить до бесконечности, но если обратиться к опыту развития отечественного ВМФ, ставка на авианосцы никогда не была превалирующей. Ситуация чем-то напоминает начало 1970-х, когда в военно-морскую доктрину ВМФ СССР заложили авианосные эскадры — флот страны Советов активно боролся за владычество в морях-океанах. Ну, а как там без авианосцев? Тогда было построено и спущено на воду (с 1975 по 1991 гг.) пять авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет» — «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов». Недостроенный «Варяг», доставшийся Украине, был продан в Китай, а «Ульяновск» разобрали еще на первой стадии стапельных работ.

Однако вхождение в «Клуб авианосцев», стран обладающих таким типом кораблей, так и не состоялся. Всё, что имеет на сегодняшний день Россия — единственный и очень проблемный «Адмирал Кузнецов», которого как бы и нет. Стоит ли из-за этого страдать? И вкладываться именно в авианосный флот? «Эталон» авианосцев, бесспорно, принадлежит США. В составе американских ВМС — 11 авианосцев. При этом шесть требуют ремонта, три вообще не на ходу, еще один (Gerald S. Ford) так и не введен в состав флота. «Старичок» Harry S. Truman (спущен на воду в 1996 году) добрался сейчас до Средиземного моря и непонятно, то ли он кого-то пугает, то ли сам боится присутствия. Предполагается, что вскоре он отправится в Персидский залив сменить Abraham Lincoln (спущен на воду в 1988 году).

И, по большому счету, «политика авианосцев» плавно уходит в историю — необходимость их присутствия в том или ином районе Мирового океана весьма сомнительна. И возникает вопрос — нужны ли сейчас ВМФ России авианосцы? Тем более такой как «Адмирал Кузнецов», которому уже будет крайне сложно выйти в океан?

Позиция Минобороны РФ, если прислушаться к словам Сергея Шойгу, заключается в том, что ВМФ делает ставку именно на постройку надводных кораблей дальней морской зоны. Это и фрегаты проекта 22350, закладка двух из которых уже состоялась на судостроительном заводе «Северная верфь», которые дополнят уже имеющиеся «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов». В ближайшие годы к ним прибавятся и эсминцы проекта 23650 «Лидер». Их планируют ввести в состав ВМФ до 2025 года.

А про авианосец «Адмирал Кузнецов», похоже, придется забыть — корабль окончательно добил последний пожар на его борту. Проще что-то построить новое и не такое дорогое.

 

Виктор Сокирко / Свободная Пресса   

https://svpressa.ru/war21/article/251610/ 

Last modified on Вторник, 28 января 2020 22:18

Алексей Нестеров

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

Мы на Яндекс.Дзен

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…