Новые гонения на старую крещенскую традицию

В 2021 году сразу несколько епархий РПЦ отказались организовывать крещенские купания. Причём не просто отказались, а появились  епархиальные запреты священникам освящать воду на Иордани вне храма.

Одновременно с этим и власти ряда российских регионов официально запретили традиционные купания из-за угрозы распространения Ковид-19. Решение объясняют тем, что при организации этих мероприятий невозможно соблюсти санитарные нормы. Массовые купания уже отменены в Калининградской,Томской, Пермской областях, Хабаровском и Красноярском краях, на Ставрополье и в Ханты-Мансийском автономном округе. Между тем, ежегодно в канун Крещения, с 18 на 19 января, многие православные христиане погружаются в открытые водоемы, так как вода в это время считается святой. И несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, для многих запрет проведения крещенских купаний стал неожиданностью.

О том, что Калининградская епархия не будет организовывать крещенские купания, стало известно 14 января. Руководитель информационного отдела епархии иерей Давид Рожин пояснил, что дело не в боязни коронавируса, а в том, что центром праздника Крещения Господня является богослужение в храме, молитва и освящение воды, которую могут получить все верующие. Впрочем, представители РПЦ ранее заявляли, что купание в ночь под Крещение – это не церковный, а народный обычай. И часто крещенские купания и участвующие в них очень далеки от праздника Крещения Господня. Церковное же празднование посвящено воспоминанию евангельского события Крещения Иисуса и его Богоявлению, - рассказал иерей Давид Рожин.

«Православные христиане празднуют Крещение Господне, участвуя в Литургии и участвуя в таинствах, причащаясь Святых Тайн. Купание, как народная традиция, конечно же, имеет место быть, но Церковь последние несколько лет стремится сместить акцент с купаний в сторону христианского праздника с участием в Богослужениях. Коронавирусная инфекция, оказала некоторое влияние, но незначительное, в том плане, что заодно можно избежать и массового скопления людей. Но в первую очередь отказ от организации купаний - чтобы сместить акцент в правильную сторону. Крещение Господне - это христианский праздник, который мы отмечаем молитвой и участием в богослужении».

В ряде областей власти официально купания не запретили, но настоятельно рекомендовали гражданам не участвовать в них. Например, в Омской области представители Роспотребнадзора заявили, что раздевалки и палатки могут стать местом распространения коронавируса, так как людей через них проходит много, а обеззаразить помещения невозможно, как и соблюсти масочный режим. Тем не менее, в Омской области откроют 19 купелей в 18 населённых пунктах. В Карачаево-Черкессии власти рекомендовали жителям воздержаться от крещенских купаний, однако окончательное решение об организации или об отказе от купелей пока не принято. В Московской и Ленинградской областях ни власти, ни епархии не стали запрещать крещенские купания. Например, уже известно, что в Московской области в этом году на Крещение оборудуют более 200 точек для купаний. Купели собираются также организовать в Крыму, Новосибирске, Севастополе и в Ростовской области.

В итоге официальных мест для крещенских купаний в России в этом году будет гораздо меньше. По информации, предоставленной агентству ТАСС в МЧС России, в текущем году, по предварительным данным, запланировано 2630 мест для купания. В прошлом году было значительно больше — 3863 купели, то есть в этом году стало меньше на треть.

Между тем, в Госдуме не собираются запрещать купания по всей России – решения принимаются самостоятельно местными властями. Идею всеобщего запрета на крещенские купания из-за пандемии коронавируса считает нецелесообразной зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль, сообщает Интерфакс. По его мнению, риск заразиться Ковид-19 при купании в проруби не высок, просто нужно соблюдать дистанцию и не участвовать в купаниях тем, у кого проблемы со здоровьем или ослабленный иммунитет. 

В РПЦ до сих пор нет официальной позиции насчет крещенских купаний. И среди священнослужителей мнения на этот счет разнятся. Часть православного священства считает, что купания в водоемах на Крещение далеки от церковной традиции и не имеют никакого смысла, кроме «моржевания». Так, еще в 2011 году  Домодедовский Евтихий (Курочкин) написал развернутую с статью с критикой традиции купаний. Священник заявил, что, во-первых, это риск для здоровья, во-вторых, «купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне», в-третьих, «крещенское купание — это рассадник суеверия» и в-четвертых, «крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении». Многие иереи считают, что крещенские купания способствуют распространению вредного суеверия о том, что купание на Крещение снимает все грехи, а это не так.

Неприятие этой традиции в церковной среде связано с тем, что многие люди приходят купаться просто в погоне за острыми ощущениями и выбросом «адреналина». А некоторые люди в этот христианский праздник окунаются в купели в нетрезвом виде, ведут себя очень шумно и непристойно. Кроме того, многие священники видят в массовых и шумных купаниях «языческие отголоски».

Тем не менее, возможность крещенских погружений Церковью не отрицается. Многие священники считают, что в крещенских купаниях больше пользы, чем вреда, и сами участвуют в этой народной традиции. Главная польза народных купаний в канун Крещения Господня - это приобщение к реальности праздника Крещения.  Как сказал кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин, «хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь».

Действительно, на фоне мнимой пандемии коронавируса, представители Русской Православной Церкви на глазах у верующих сами отказываются от традиции, которая позволяла вывести праздник Крещения за пределы храмов, привлечь к нему людей, которые в храм по каким-либо причинам не ходят, и через это вести проповедь православия. Теперь же, священноначалие рекомендует приходам РПЦ закрыться в этот праздник от людей и ограничиться освящением воды в храме, нарушая многовековую традицию хождения на Иордань. Как и с пасхальными богослужениями, мы наблюдаем добровольное отречение священноначалия от широкого празднования одного из главных православных праздников.

Интересно, что данные указания некоторых архиереев противоречат исконной русской традиции именно массового хождения на Иордань Крестным ходом. Массовые участия верующих в освящении воды на водоёмах описаны в многочисленных исторических источниках. Так, русский царь Иоанн Грозный купался сам и заставлял купаться своих бояр на глазах у изумлённых иностранных послов, а как отмечал русский писатель Аполлон Коринфский в своей книге «Народная Русь в 1901-м году: «Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром: зима собирается об эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани...»

Интересно, что с давних времён инославные видели в крещенских купаниях и хождении на Иордань очень опасную традицию, способствующую проповеди православия среди широких масс. Так, в Ливонском ордене, в городе Дерпте (Юрьеве) в 15 веке были схвачены и утоплены в проруби священник и 72 прихожанина именно за то, что ходили на реку освящать Иордань и не отреклись от православной веры. Весной тела мучеников были найдены на берегу в трёх верстах от города нетленными и погребены в Никольской церкви в Юрьеве. Исидор Юрьевский и с ним 72 мученика были прославлены в 1897 году Русской церковью в лике святых.

Традиция широкого народного празднования Крещения Господня сохранялась вплоть до революции, Император Николай II принимал участие в хождении на Иордань, множество верующих набирало освящённую воду из Невы и купалось в ней. Причём Нева в то время в черте города уже не могла считаться чистой рекой.

Интересно, что именно с приходом к власти большевиков на крещенские купания начинаются гонения. В советских газетах печатались фельетоны, высмеивающие массовые купания в проруби на Крещение, их называли «глумлением над людьми», «обрядом, продиктованным идиотизмом старой жизни» и даже «порнографическим действом». Партийные функционеры едва ли не повсеместно проводили собрания коллективов предприятий и организаций в стране, на которых выступавшие представители общественности «клеймили гневными словами дикий обычай, дошедший до нас со времен царизма».

Сложно не увидеть, что сегодняшние «фельетоны» в исполнении ряда священников и властные коронавирусные запреты перекликаются с действиями безбожных советских властей по борьбе с неугодной русской народной традицией. В чём только не обвиняют эту крещенскую традицию, и в язычестве, и в игнорировании служб, и в банальной глупости. Но традиция жива, несмотря на многолетнюю и новую борьбу -  по данным опроса, проведённого сервисом по поиску работы СуперДжоб, в этом году в купаниях планируют принять участие 13% жителей нашей страны. При этом 2% из них сделают это впервые.

И здесь бы православным священникам выйти «в люди» и возглавить процесс, но как и с закрытием храмов на Пасху, как с инструкцией дезинфекции причастия, наблюдается обратный процесс добровольного отступления. И подобные действия священноначалия не способствуют росту доверия со стороны народных масс. Интересно, что данное нововведение происходит на фоне заметного снижения числа верующих в храмах, зафиксированное в недавнем докладе патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Как отметил предстоятель РПЦ, в некоторых храмах количество прихожан сократилось в 2 раза. Не слабость ли епископата в отстаивании прав верующих на свободное посещение храмов стало тому причиной? Не уступчивость ли в вопросах изменения древнего порядка совершения Таинства Причастия? Поэтому отказ от крещенских купаний на фоне этого выглядит, как продолжение отступления и превращения Церкви в гетто, запертого в храмах.

Но почему наш народ так тянется к Иорданской купели вопреки желанию властей и некоторых епископов? Может это генетическая память о какой-то древней традиции? Но всё гораздо проще. Это традиция действительно древняя, но связана она именно с православием. Крещенская вода называется Великой Агиасмой, в молитве на освящение этой воды говорится, что она даётся людям для освящения, избавления от грехов, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную, и вода эта отгоняет от человека всякий навет видимых и неви­димых врагов. Наш народ генетически - православный. Поэтому странно слышать от священников слова, что купание в крещенской воде не даёт ничего человеку. Зачем же они освящают воду в храмах на Крещение? Зачем они кропят верующих этой водой и освящают ею предметы? Если окропление водой полезно, то почему вредно купание?

К сожалению, за время богоборческой советской власти и современных рыночных реформ многие люди совершенно утратили знания об Агиасме, в том числе некоторые священники и епископы.

Точки над «и» в вопросе крещенских купаний позволяет расставить Типикон. Это церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, по которому живёт Русская Православная Церковь. В нём написано, что всякий, кто в полночь на Крещение наберёт в водоёме воды, получает Великую Агиасму в дар от Бога. И для этого не нужно никаких молебнов и благословений владык. Достаточно прийти в полночь на Иордань и зачерпнуть воду. Ну, и искупаться, кто желает. При отсутствии возможности Иордань можно сделать и в своей квартире в ванной, и в бассейне возле дома.

И ещё. Есть притча о сосуде и святой воде. Как-то шёл человек и нёс святую воду в кувшине. Некоторые подходили к нему и целовали кувшин, а некоторые смеялись над ними, дескать вы целуете кувшин, а не воду, святыня — вода. Но поскользнулся человек, упал и разбился кувшин. И вылилась святая вода, и не стало святыни. Оказывается, нужен был кувшин — он помогал сохранить святую воду и передать другим. Так и хождение на Иордань — важная православная традиция, позволяющая сохранить нашу веру, как и крашение яиц, освящение вербы и многое другое. Это видимая часть праздника. И это проповедь православной веры.

Но само по себе купание не может считаться подвигом, а тем более приближать кого-то к Богу сильнее, чем некупающегося. Посещение Иордани не должно идти в ущерб посещению храма и участию в Литургии — причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Агиасма даётся Богом людям для исцеления болезней и грехов, но не в жизнь вечную.

 

Last modified on Среда, 17 февраля 2021 15:02

Степан Лиходзиевский

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2020 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…