Смерть «Цепрусса»

В понедельник, 1 апреля, в Калининграде на Правой набережной вспыхнул крупный пожар. К его ликвидации было привлечено 88 человек и 27 единиц техники. Площадь возгорания составила 1200 квадратных метров. Его тушили 6 часов. В итоге пятиэтажное здание бывшего целлюлозно-бумажного комбината «Цепрусс», с одноимённой вывеской на фасаде, обрушилось и сгорело до тла. Этот пожар можно назвать окончательной смертью бывшего советского производственного объекта, когда-то щедро наполнявшего региональный бюджет. О том, как исчез этот промышленный гигант — в «Специальном репортаже» на радио «Русский край».

Территория некогда мощнейшего завода «Цепрусс» - гордости Калининградской области, сегодня больше похожа на Чернобыльскую зону. Это умершее предприятие с бурным прошлым и, судя по всему, уже без будущего.

Комбинат «Цепрусс» был построен в Кёнигсберге еще в довоенное время — 1906 году. Назывался он «Целлюлоза Пруссии». Когда-то сюда даже ходил городской трамвай. Это была одна из мощнейших фабрик Европы. В годы войны производство остановилось. Восстановительные работы начались в июне-июле 1945 года. Предприятие реорганизовали в Калининградскую целлюлозно-бумажную фабрику №2 (ЦБК-2). Предприятие входило в состав «Калининградбумпром», которое в свою очередь подчинялось Всесоюзному промышленному объединению «Союзцеллюлоза» Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР. Согласно данным Калининградского архива, первые полторы тысячи тонн целлюлозы высшей марки АК-2 были изготовлены на Втором целлюлозно-бумажном заводе. Когда-то на заводе работало свыше 2 тысяч человек.

Развитие предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области шло стремительными темпами вплоть до экономического кризиса 1990 года. Но перестройка работу завода не остановила. Государственное предприятие ЦБК-2 отделилось в ЗАО «Цепрусс». Во главе умирающего завода встал бывший главный инженер Борис Овчинников, избранный коллективом практически единогласно. Люди поверили Овчинникову не столько из-за его личных качеств, сколько из-за программы вывода крупнейшего предприятия из кризиса, которую он предложил. Далее фабрика пошла по пути многих предприятий России — по пути приватизации. Овчинникову удалось сконцентрировать в своих руках контрольный пакет акций. Помимо этого, в число владельцев быстро вошли иностранные компании. Иностранным акционерам стало подконтрольно около 31% акций. Самым же крупным акционером был Овчинников, однако, размер своего пакета бизнесмен не разглашал.

ЗАО «Цепрусс» выпускал картон, лигносульфонат, целлюлозу, а также санитарно-гигиенические товары - бумажные платочки, салфетки и туалетную бумагу. Несмотря на трудности освоения рынка целлюлозы, предприятие работало с прибылью. Дела у завода шли в гору. Работать на «Цепруссе» было престижно, зарплату людям платили исправно. На какое-то время предприятие стало лидером регионального бизнеса. В начале 2000-х годов налоговые отчисления «Цепрусса» в региональный бюджет составляли 20% от всех поступлений. По оценкам экспертов активы предприятия в те года оценивались примерно в 100 млн. долларов.

Влияние Овчинникова росло. Он стал одним из крупнейших бизнесменов региона и теперь мог диктовать условия игры другим предпринимателям. Бизнесмен начал заниматься политикой, был назначен председателем Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области, а вскоре стал членом экспертного совета при представителе президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Одновременно с этим стало разворачиваться серьёзное противостояние между «Цепруссом» и Калининградской железной дорогой. Конфликт возник в результате незаконного повышения тарифов железнодорожниками. Борьба длилась несколько лет.

Когда ЦБК-2 только создавался, весь промышленный комплекс принадлежал государству — заводы, фабрики, склады и подъездные пути. В эпоху приватизации «Цепрусс» стал акционерным обществом, ему принадлежала промзона, а железнодорожные пути, по которым сырье поставлялось на завод, осталось в собственности государства в лице Калининградской железной дороги. Кроме того, было создано акционерное общество — "Промжелдортранс". Оно фактически выступало посредником между «Цепруссом» и КЖД.

Конфликт между «Цепруссом» и КЖД начал разгораться еще в 1998 году. Тогда в недрах Министерства путей сообщения (МПС) «родился» так называемый международный транспортный тариф на экспортные и импортные перевозки, который в несколько раз превышал внутрироссийский. По нему калининградские промышленники должны были значительно переплачивать. Тариф душил не только «Цепрусс». Калининградские нефтяники «ЛУКойла», к примеру, должны были бы платить 1,2 доллара за перевозку каждой тонны нефти между своими подразделениями (расстояние немногим больше 50 км), а КЖД пыталось заставить платить их свыше 18 долларов. В 2001 году калининградские промышленники с удивлением узнали, что тарифы повысились ещё и сразу на 7 долларов. В 2001 году, борясь с произволом железнодорожников, грузоотправители направили иск о признании «международного» тарифа для перевозок российских грузов незаконным. Высший арбитражный суд постановил вернуть предприятиям незаконно взысканные суммы. Так, согласно судебному решению, КЖД должна была вернуть только «Цепруссу» 33 млн рублей. В этой истории Овчинникову удалось добиться победы, в результате которой с 1 августа 2001 года Правительство РФ заставило РЖД установить единые тарифы на железнодорожные грузоперевозки для всей страны.

Но в том же году у комбината начались проблемы с экологией. Активно стали проявлять себя “Грипис” и общественная организация «Экозащита!», лоббируя установку очистных сооружений, использующих шведскую технологию очистки стоков TCF. “Цепрусс” к тому времени склонялся к внедрению австрийской технологии ECF. «Гринпис» потребовал перепрофилировать «Цепрусс». В 2001 году активисты «Гринпис» провели массовую акцию протеста на целлюлозно-бумажном комбинате ЗАО СП «Цепрусс». Более 30 человек из 10 стран мира заблокировали стоки предприятия.

К давлению на комбинат подключилось Министерство природных ресурсов, которое октябре 2002 года заявило, что все три целлюлозно-бумажных комбината Калининградской области — Советский, Неманский и “Цепрусc” -загрязняют экологию. Мало кто догадывался тогда, что «Экозащита!» является иностранным агентом, да и закона тогда такого не было.

Одновременно с этим на предприятии возник конфликт между руководством и профсоюзом, который стал требовать индексировать зарплаты работников. Началась война, в итоге от профсоюза ни осталось и следа.

В том же 2002 году на Бориса Овчинникова было совершено покушение. Гендиректор ехал на служебном автомобиле с целлюлозно-бумажного комбината в областную администрацию. Преступник из засады разрядил по стеклам автомобиля обойму автомата Калашникова. Овчинников не пострадал.

В 2004 году у «Цепрусса» вновь возникли проблемы, связанные с железной дорогой. Неожиданно для предприятия КЖД продало подъездные пути к территории «Цепрусса» ООО «Лесобалт», находящемуся по соседству с заводом. Речь идет о без малого километре шпал и рельсов. Вскоре «Лесобалт» поставил «Цепрусс» в известность — железнодорожные пути будут разобраны. Но в любой истории есть свое «но». Было оно и тут. «Лесобалт» был готов отказаться от демонтажа путей, если «Цепрусс» уступит ему часть своей территории и ряд объектов.

«Цепрусс» пошел в арбитражный суд. Тот в свою очередь постановил запретить демонтаж путей. Однако спустя неделю «Цепрусс» получает письмо, что пути залиты, пришли в негодность, вагоны по ним пускаться не будут, а любые ремонтные работы «Лесобалту» запрещены. 26 июля 2005 года целлюлозно-бумажный завод вынужден был остановить производство. «Цепрусс» остался без сырья, полторы тысячи работников завода оказались на грани увольнения, а региональная казна теряла полагающиеся налоги от крупнейшего в области бюджетообразующего предприятия. На станции Калининград-сортировочная скопилось 300 вагонов леса и две цистерны со 100 тоннами жидкого хлора. Из-за конфликта между двумя крупными лесоперерабатывающими предприятиями региона ЗАО «Цепрусс» и ООО «Лесобалт» возникла угроза срыва отопительного сезона в Калининградской области.

 

Еще полтора года «Цепрусс» пытался держаться на плаву. В 2007 году Овчинников-старший передал бразды правления своему сыну Алексею. Сам же, по словам бывших работников «Цепрусса», уехал за границу. Также, по словам работников, с предприятия за границу было вывезено лучшее оборудование, а остальное порезано на металлолом.

Тогда же стало известно о продаже 76% акций “Цепрусса” Baltic Oil Terminals Plc — английской компании, которая планировала построить нефтеперевалочный терминал. Кстати, как утверждают бывшие работники, одним из мест жительства Овчинникова является Лондон.

Против строительства терминала выступал Георгий Боос, занимавший в те годы пост губернатора. В результате работы по строительству терминала так и не начались.

В 2008 году котельная «Цепрусса» отошла городу. У предприятия накопились долги перед муниципалитетом в размере 46 млн рублей. Власти города приняли решение о приеме в муниципальную собственность объекта. Год спустя в муниципальную собственность перешел и газопровод «Цепрусса».

Одновременно с этим капитальные объекты некогда процветающего «Цепрусса» начали распродаваться. На его территории появились новые общества, которые занимались уже не производством, а сдачей в аренду пустующих площадей. В 2009 году владелец продал земли немецкому инвестору, но последний вскоре обанкротился.

На территории заброшенного «Цепрусса» (Правая набережная, 25) сейчас зарегистрировано несколько компаний: ООО «Цепрусс», ООО «Цепрусс-инвест» (в стадии ликвидации), ООО «Морское Агенство Цепрусс» и ЗАО с иностранными инвестициями «Цепрусс». Учредителями последней являются австрийские ОАО «Вильфрид Хайнцель АГ» и ОАО «ИмагАГ», итальянский ООО «Сиком» и немецкий «Доктор Зеелигер и Ко». ЗАО "Цепрусс" в основном занимается арендой и продажей оставшихся от «Цепрусса» зданий и сооружений. Стоимость активов предприятия в 2017 году составляла 140 млн рублей.

Сын Бориса Овчинникова - Алексей является единственным владельцем ООО «Цепрусс». Уставной капитал общества, по данным rusprofile.ru, 16 550 000 руб. Численность сотрудников — 25 человек, а прибыль компании по данным 2017 года — 13 млн рублей.

Территория заброшенного завода «Цепрусс» стала головной болью властей. На протяжении 10 последних лет постоянно тлел короотвал вокруг комбината. Если проблему с другим подобным короотвалом на территории бывшего ЦБК «Дарита» властям удалось решить, то с короотвалом на проспекте Победы возникли сложности. Заняться утилизацией короотвала должна была ООО «Технологии бумаги», которая была арендатором части земли заброшенного завода. Владельцем большей части компании был Алексей Овчинников, которому тогда принадлежало и ЗАО «Цепрусс». Но «Технологии бумаги» с задачей не справилось, и в 2016 году Алексей Овчинников передал участок городу. Тушением занялся новый подрядчик.

На территории заброшенного предприятия неоднократно происходят пожары. Здания производственной части уже не охраняются, а сама территория давно облюбована любителями индустриального туризма.

Сложно сказать, кто виноват в смерти бывшего промышленного гиганта, но он повторил судьбу многих калининградских ЦБК и других промышленных предприятий. Не помогло ему и то, что Борис Овчинников долго возглавлял Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области. Сегодня можно сказать, что от советской промышленности, доставшейся в наследство нынешней России, мало что осталось. Рынок, который пришёл к нам с Запада, жестоко расправился с предприятиями, способными производить отечественную продукцию. И в их уничтожении принимали участие все граждане страны, поверившие в ваучерную приватизацию.

Радио «Русский край»

Программа «Специальный репортаж»

Last modified on Вторник, 09 апреля 2019 21:15

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

Мы на Яндекс.Дзен

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…